Главная | Регистрация | Вход | RSSСреда, 08.05.2024, 23:27

МБУДО Крапивинский дом детского творчества

Меню сайта
Категории раздела
Мои статьи [4]
КрапДДТ в Интернет


Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 98
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

Повышение компетенции педагогов

Повышение компетентности педагогов дополнительного образования в формировании конструкторско-технических способностей учащихся младшего школьного возраста через взаимодействие с семьей и организацию работы с родителями.

 

Тузовская Ирина Иосифовна, Чуфистова Ольга Григорьевна, Усатова Анастасия Анатольевна

Методист, педагоги дополнительного образования

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования Крапивинский дом детского творчества

пгт. Крапивинский

krapddt@rambler.ru

 

   «Самое сложное в работе с детьми – это работа с их родителями», – этот старый афоризм заставляет задуматься о важности взаимодействия педагогов с родителями, в том числе и в рамках формирования технического мышления младших школьников.

    В процессе развития ребенка педагогика выделяет три сферы – образование, семью и социум. Система дополнительного образования детей является одной из составляющих сфер образования, что определяет необходимость для педагогов не только учитывать в своей профессиональной деятельности влияние всех факторов, определяющих становление личности, но и по возможности создавать условия для их содержательного партнерства.

   Чтобы вырастить полноценного человека и социально зрелую личность, имеющую интерес к техническим и художественным видам деятельности,  необходимо, чтобы педагоги и родители действовали как союзники, делились с детьми своим практическим опытом, знаниями, собственными увлечениями в области техники и художественного творчества. Особенно это взаимодействие важно при формировании ценностей и выборе будущей профессии учащегося.

   Презентуемый опыт работы нашего учреждения в этом направлении представлен результатами работы двух педагогов дополнительного образования по взаимодействию с родителями учащихся в рамках формирования  конструкторско-технических умений на учебных занятиях и во внеурочной деятельности в детских объединениях: «Мягкая игрушка» и «Мастер лего».

  Работа с родителями всегда являлась одним из важнейших направлений работы педагога дополнительного образования. Особенно это становится актуальным в период внедрения профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых».

   Обозначенное в профессиональном стандарте содержание трудовых функций также определяет трудовую деятельность педагога дополнительного образования в этом направлении. Для каждой трудовой функции в профессиональном стандарте закреплены трудовые действия, которые должен осуществлять педагог, а также необходимые умения и знания, которыми педагог должен владеть для выполнения той или иной функции.

  Так, в трудовой функции: «Обеспечение взаимодействия с родителями (законными представителями) учащихся, осваивающих дополнительную общеобразовательную программу, при решении задач обучения и воспитания» закреплены следующие профессиональные действия:

  • Планирование взаимодействия с родителями (законными представителями) учащихся;
  • Проведение родительских собраний, индивидуальных и групповых встреч (консультаций) с родителями (законными представителями) учащихся;
  • Организация совместной деятельности детей и взрослых при проведении занятий и досуговых мероприятий;
  • Обеспечение в рамках своих полномочий соблюдения прав ребенка и выполнения взрослыми установленных обязанностей.

   Для многих педагогов сегодня очень актуальны знания и опыт   в организации работы с семьей и родителями учащихся, особенно в воспитании технической направленности личности учащихся, так как это позволит эффективнее выстроить допрофессиональную подготовку в учреждении, повысить профессиональную компетентность педагогов в условиях внедрения профессионального стандарта и проведении аттестационной экспертизы педагогов в новых условиях.

   Мы надеемся, что данная статья  упорядочит представления педагогов о формах и методах работы с родителями, педагоги смогут грамотно разработать систему работы в детских объединениях по развитию конструкторских способностей учащихся, выработать алгоритм взаимодействия с родителями в вопросах развития технического мышления младших школьников  в условиях учреждения дополнительного образования, ознакомиться с основными правилами эффективного  взаимодействия педагога с родителями учащихся в этом аспекте.

  Планирование работы педагогов МБУДО Крапивинский ДДТ с семьей осуществляется, прежде всего, с учетом главных функций семьи: воспитательной, оздоровительной, духовно-нравственной, познавательно-образовательной, бытовой, трудовой, культурно-просветительной, досугово-творческой, охранно-защитной.

  В практике работы учреждения определились самые разнообразные формы взаимодействия педагогического коллектива и родителей, направленных на развитие технической направленности личности младших школьников: дни открытых дверей кружков технической направленности; семейные клубные дни технического творчества; тематические родительские собрания, родительские лектории, имеющие целью допрофессиональное воспитание технической направленности учащихся; индивидуальные консультации диагностического характера по изучению интересов и склонностей учащихся; анкетирование родителей по вопросам изучения интересов учащихся; выставки творческих работ технической направленности; конкурсы технической направленности; мастер-классы по конструированию; экскурсии на предприятия технического профиля и др.

  В работе по формированию технического мышления и допрофессиональной подготовки как условия воспитания учащихся учреждения дополнительного образования мы ставим перед собой ряд задач:

  1. Изучить семьи путем выявления их возможностей по воспитанию детей в направлении технической направленности.
  2. Способствовать организации семейного воспитания через возрождение семейной досуговой деятельности с использованием современной информации технической направленности.
  3. Развивать культуру внутрисемейного общения.
  4. Выявлять функции сотрудничества педагогического коллектива и родителей в направлении  развития конструкторского мышления учащихся.
  5. Определять формы взаимодействия педагогического коллектива и родителей в вопросах формирования конструкторских умений у младших школьников.
  6. Организовать родительский всеобуч в доме детского творчества по вопросам профессиональной ориентации младших школьников.
  7. Использовать личностно-ориентированный подход к ребенку и родителям в условиях допрофессиональной подготовки.
  8. Анализировать результаты совместной деятельности педагогического коллектива дома творчества и родителей по технико-ориентированному воспитанию учащихся.

  Для развития конструкторских способностей учащихся, педагоги определяют конструкторско-технические знания, умения, которые необходимо формировать у младших школьников: знания и умения по обращению с инструментами, обработка материала, знание свойств материала и элементарной технологии.

  Ориентируясь на разнообразие форм, свой педагогический опыт, интуицию и творческий подход, педагоги вовлекают родителей в образовательное пространство учреждения дополнительного образования.  Представленные ниже  различные виды работ с родителями и основные правила,  касающиеся эффективного взаимодействия педагога с семьями учащихся позволят  шире взглянуть на эффективность использования в работе традиционных форм для формирования конструктивно-технического мышления младших школьников.

    Наиболее востребованными и эффективными формами работы последние годы в этом направлении стали: интерактивное взаимодействие, патронажи семей с целью изучения интересов и склонностей родителей учащихся, индивидуальные консультации (беседы) профориентационного характера, творческие мастерские технической направленности, родительские собрания с выставками детских работ, просветительская работа по допрофессиональной подготовке технической ориентации, деятельность государственно-общественных структур.

  Родительское собрание - это одна из основных форм работы с родителями, используемая нашими педагогами, в которой концентрируется весь комплекс психолого-педагогического взаимодействия образовательного учреждения и семьи. Педагоги  используют методы и приемы, которые активизируют внимание  родителей на необходимости развивать конструкторско-технические умения младших школьников, приобщать их к домашним делам, в которых необходимы элементарные технологические знания в условиях особого настроя на доброжелательный, откровенный, деловой разговор. Мы видим эффективность участия в работе  родительских собраний узких специалистов (психологов, дефектологов и др.), которые помогают разнообразить этот вид общения с родителями элементами тренинга и деловой игры. В рамках реализации профессионального стандарта в учреждениях дополнительного образования перед педагогами ставится очень важная задача овладеть навыками работы с детьми не только разновозрастными, но и с разными образовательными потребностями. Учащиеся в детском объединении бывают разной категории: дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, дети-инвалиды, опекаемые дети, одаренные. Работа с ними весьма специфична. В свою очередь родители таких детей нуждаются в профессиональных консультациях специалистов, а педагоги получают возможность быть компетентными  в выборе форм и методов работы с такими учащимися.

  Использование вышеуказанных форм работы с семьей позволяет эффективно взаимодействовать педагогу с родителями в рамках формирования ценности общения для всех участников взаимодействия и развития традиций совместно проводимых мероприятий технической направленности. Таким образом, родители приобретают опыт педагогического сотрудничества, как с собственным ребенком, так и с педагогической общественностью, что впоследствии может стать  фундаментом доброжелательных отношений и в общеобразовательной школе.

   Систематическая работа педагога с семьёй способствует: повышению значимости системы дополнительного образования, которое предстает как важное условие для полноценного развития ребенка, его профессиональной ориентации и социализации; расширению доступа к информации о предлагаемых образовательных услугах; планированию родителями индивидуальной траектории развития ребенка в условиях дополнительного образования при поддержке квалифицированных педагогов и специалистов.

  Меняется роль и место родителей в учебно-воспитательном процессе при формировании технической направленности личности учащегося. Актуальным становится взаимодействие семьи и дома детского творчества в интересах развития личности ребенка, формирования его ценностных ориентиров и традиций совместного общения. В сотрудничестве с родителями мы видим большие воспитательные возможности. Многие семьи Крапивинского района страдают от трудной социально - экономической ситуации. Изменилось и качество самой семьи, прервалась преемственность педагогической традиции. Родители часто некомпетентны в вопросах воспитания, в вопросах допрофессиональной ориентации. Не так уж редко встречается то, что неблагоприятный психологический климат становится причиной семейных проблем. Главная функция семьи и любого образовательного учреждения – становление личности ребенка. Оно состоит  в раскрытии человеческих способностей и качеств, в приобщении к высшим духовно-нравственным ценностям и происходит, прежде всего, в условиях сохранения традиций совместного общения. Только диалог педагога и семьи способен обеспечить высокие результаты воспитания. В этом контексте семья по отношению к учреждению дополнительного образования выступает уже не только как потребитель и социальный заказчик, но и, что очень важно, в роли партнера.

   Какую бы сторону развития ребенка мы ни взяли, видно, что решающую роль в его эффективности на любом возрастном этапе играет семья.

  Создание союза трех социальных сил: педагоги — дети — родители – один из актуальных вопросов сегодняшнего дня на пути формирования технически ориентированной личности.

  Педагоги учреждения условно выделили основные правила, касающиеся эффективного взаимодействия педагога с семьями учащихся:

1. Родителям нужна поддержка, помощь и добрый совет. Если вы ими располагаете, создайте необходимые условия для общения.

2. Не беседуйте с родителями второпях, на бегу; если вы не располагаете временем, лучше договоритесь о встрече в другой раз.

3. Разговаривайте с родителями спокойным тоном, не старайтесь назидать и поучать — это вызывает раздражение и негативную реакцию со стороны родителей.

4. Умейте терпеливо слушать родителей, давайте возможность высказаться по всем наболевшим вопросам. Не спешите с выводами! Обдумайте хорошо то, что вы от родителей услышали.

5. То, о чем родители Вам поведали, не должно стать достоянием других родителей, учащихся и педагогов. Если есть профессиональная необходимость поделиться той информацией, которую сообщили родители, еще с кем-то, родителей необходимо поставить об этом в известность.

6. Каждая встреча с семьей учащегося должна заканчиваться конструктивными рекомендациями для родителей и самого ребёнка.

7. Если педагог в какой-то проблеме или ситуации некомпетентен, он должен извиниться перед родителями и предложить им обратиться за консультацией к узким специалистам.

8. Готовясь к встрече с семьей учащегося, необходимо помнить, что любой родитель хочет услышать не только плохое, но и хорошее, дающее шанс на будущее. Если родители принимают активное участие в жизни образовательного учреждения,  их усилия должны быть отмечены педагогом и администрацией.

   В нашем учреждении большой акцент мы ставим на деятельности по формированию позитивного имиджа семьи, развитию и пропаганде семейных ценностей и традиций, повышению социального статуса семьи. Отзывы родителей о работе детских объединений, дома детского творчества, анкетирование родителей, общение с родителями на родительских собраниях, результаты бесед педагогов с родителями дают возможность изучить их позицию, учитывать ее при организации работы, выборе форм и направлений деятельности технической направленности. Поэтому не случайно каждый родитель – желанный гость в творческих объединениях и это стала хорошей традицией. Их мнения, пожелания, оценочные суждения учитываются педагогами при организации работы с учащимися.

  Нашего учреждение дополнительного образования в своей работе опирается на стратегические ориентиры развития дополнительного образования, которые определены в Концепции развития дополнительного образования детей, утвержденной Распоряжением Правительства Российской Федерации.

   В связи с развитием высоких технологий в производственной сфере сегодня актуально развитие научно-технического творчества школьников. Современные требования к технологическому образованию диктуют  необходимость материально-технической оснащённости техносферы, разработки и внедрения инновационных программ, повышения квалификации специалистов по данной направленности. Во многих территориях РФ в настоящее время ведется работа по созданию программ развития технологического образования, детского технического творчества, которые будет направлены в том числе, и на реализацию концепции школьного инженерного образования. Не исключение в этом аспекте и наше образовательное учреждение. 

Литература

  1. Голованов В.П. Методика и технология работы педагога дополнительного образования / В.П. Голованов // Учебник пособия для студ. учреждений сред, проф. образования. - Просвещение. - 2004. - С 9-54.
  2. Голованов В.П. Ценности дополнительного образования детей на современном этапе / В.П. Голованов // Воспитание школьников. - 2010. - №8. - С.57-62.
  3. Егорова А.В. Становление и развитие системы дополнительного образования детей в России / А.В. Егорова  // Воспитание школьников. - 2009. - №6. - С.33-36.
  4. Семенов Г.С. О проблемах модернизации системы дополнительного образования детей / Г.С. Семенов // Воспитание школьников. - 2011. - №2. - С.13-16.
  5. http://potential.org.ru
  6. http://ru. wikipedia
  7. http://zakon.edu.ru - Российский общеобразовательный портал.
  8. Федеральная целевая программа развития образования на 2011- 2015 годы [Электронный ресурс] // Министерство образования и науки Российской Федерации [сайт]. URL: http:// http://old.mon.gov.ru/dok/prav/obr/8311/
Категория: Мои статьи | Добавил: St_an2972 (19.02.2020)
Просмотров: 164 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
ПОИСК
НОВОСТИ
НАШИ ДРУЗЬЯ
  • УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ КРАПИВИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО ОКРУГА

  • ОБЛАСТНОЙ ЦЕНТР ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

  • ЦЕНТР ПОДДЕРЖКИ ОДАРЁННЫХ ДЕТЕЙ КУЗБАССА

  • КУЗБАССКИЙ РЕГИОНАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ И ПЕРЕПОДГОТОВКИ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ

  • ДЕПАРТАМЕНТ МОЛОДЁЖНОЙ ПОЛИТИКИ И СПОРТА КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

  • ДЕТСКИЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР"СИБИРСКАЯ СКАЗКА"

  • АССОЦИАЦИЯ ДЕТСКИХ ОБЩЕСТВЕННЫХ ДВИЖЕНИЙ КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

  • ОБЛАСТНОЙ ЦЕНТР ДЕТСКОГО И ЮНОШЕСКОГО ТУРИЗМА И ЭКСКУРСИЙ

  • ЮНЫЕ ДАРОВАНИЯ КУЗБАССА

  • “ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЦЕНТР ТЕХНИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА УЧАЩИХСЯ”

  • Copyright MyCorp © 2024
    Сделать бесплатный сайт с uCoz