Главная | Регистрация | Вход | RSSСреда, 08.05.2024, 23:41

МБУДО Крапивинский дом детского творчества

Меню сайта
Категории раздела
Мои статьи [4]
КрапДДТ в Интернет


Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 98
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

«Воспитание гражданина? Воспитание гражданина…

Ерофеенко Ирина Сергеевна

 

 «Воспитание гражданина? Воспитание гражданина…

 Воспитание гражданина!» (методические рекомендации)

   Одной из глобальных функций образования является экологическая функция. Экологическая функция задаёт новые ценностно-смысловые ориентиры всему воспитанию, развитию, образованию. Экологическое воспитание признаётся приоритетным в общей системе воспитания. Его цель определяется формированием личностных качеств учащихся.

   Смысл экологического воспитания обучающегося заключается в осознании им взаимосвязи и взаимозависимости человека и природы, формировании готовности оказывать положительное влияние на изменения экологической обстановки в мире. Исследования педагогической практики доказывают, что даже хорошо поставленное обучение экологической грамотности недостаточно для подготовки к решению экологических проблем. Необходимо больше внимания уделять экологическому воспитанию, которое включает в себя такие понятия как мировоззрение, отношения, ценности и поведение.

    Процесс экологического воспитания подростков характеризуется ещё и тем, что сотрудничество и сотворчество ученика и педагога, так и их партнёрство порождают совершенно новые отношения и ценности, ориентирующие воспитанника на формирование собственных мировоззренческих позиций относительно самого себя и окружающего мира. Всё это и определяет значимость экологического воспитания как направления в деятельности детской общественной организации. Решение экологических проблем, которые в настоящее время носят биосоциальный характер, должно стать делом каждого человека. Именно поэтому мы и обратились к резервам детской организации, как к эффективной форме социализации личности подростков.

   Для подрастающего поколения участие в работе общественных объединений – это условие социализации в разных сферах жизнедеятельности, это способ научения жизни  в социальном пространстве прав и обязанностей, возможность продемонстрировать свою уникальность, креативность. В организации экологического воспитания мы придерживаемся  концептуальных основ экологического воспитания доктора педагогических наук Д.Л. Теплова (http://www.disserct.com).

   По определению Д.Л. Теплова, доктора педагогических наук, экологическая воспитанность – это сложное социально-психологическое понятие, охватывающее процессы формирования и развития личности и определяющееся целью процесса экологического воспитания; интегральное качество личности, которое обеспечивается взаимосвязью элементов всех сфер её психики, складывающейся в процессе экологического воспитания.

  Цель нашей системы экологического воспитания - формирование: потребности общения с природой и исследовательского интереса; чувственно-эмоциональной сферы личности подростков; осознания необходимости сохранения природы, своего и общественного здоровья; мотивов и установок деятельности, направленных на активизацию творческого отношения к изучению, охране природы и пропаганде экологических знаний.

  Содержание системы выражается через определенные формы воспитательного процесса, которые обеспечивают последовательное включение детей в различные виды деятельности. Оно существенно оказывает влияние на подход к выбору методов и форм воспитания, от которых зависят: качество общения с природой, деятельностное отношение к охране окружающей среды, как и состояние межличностных взаимоотношений в коллективе. Основное требование к содержанию экологического воспитания заключается в комплексном подходе к раскрытию экологических проблем.

    Взаимосвязь всех видов деятельности с содержанием в их комплексном использовании с учётом возрастных, индивидуальных и личностных особенностей учащихся в соответствии с целями экологического воспитания делает воспитательную деятельность целенаправленной, системной и управляемой, что и определяет её эффективность.

    Для создания единого воспитательного пространства по экологическому просвещению и воспитанию основные формы организации экологического воспитания в условиях детской общественной организации отмечены в программе «Мой мир. Моя земля», для успешной реализации которой предлагается многообразие форм практической работы с детьми. Реализация программы проходит по трём модулям: обучающему, развивающему и практическому, которые выделены на основе уровня усвоения экологических знаний, умений и навыков. Каждому уровню всех модулей соответствуют свои виды деятельности в экологическом направлении. Все формы работы, рассматриваемые в рамках программы можно представить в виде модулей,

 

МОДУЛИ

1 уровень

2 уровень

3 уровень

4 уровень

Обучающий

Экологические викторины, конкурсы ЭКО-кроссвордов, ребусов, загадок, занимательные вопросы, экологические игры «Самый умный по экологии», «Экологический брейн – ринг»

Тематические беседы, встречи со специалистами, лекции, работа с энциклопедиями.

Составление ЭКО-конкурсов для малышей, проведение для них ЭКО-игр, ЭКО-спектаклей, проведение ЭКО-семинаров.

Исследова-ние какого-либо экологичес-кого объекта (река, поляна, лес), составление карт, работа в ЭКО-клубах.

Развивающий

Фестивали творчества «Планета - земля людей», конкурсы рисунков. коллажей, ЭКО-КВН

Беседа «Экологический суд», «Местные легенды и сказания», экскурсии, походы «Азбука матушки природы» Деловая игра «Экологическая биржа»

Трудовой десант «Чистота спасёт мир», «В солнечный день трудовой десант», организация деятельности экопочты.

Акция «Красная книга», «Зелёная аптека», «Лесные травы»

Практический

Изготовление кормушек, поделок из природного материала, создание экологических щитов, эскизов.

Изготовление урн, корзин, работа экологических постов, выпуск листовок-обращений.

Высадка саженцев, акция «Добрые дела родному посёлку», трудовые операции «Чистота посёлка – руками детей»

Составле-ние ЭКО-проектов, ролевая игра «Город будущего,

акции «Человек, оглянись вокруг!», «Дни защиты от экологичес-кой опасности», «Скажи пластику: нет!»

 

   В рамках программы районной детской организации «Парус Надежды» проводятся ежегодные учёбы по программам деятельности с членами первичных школьных детских организаций, ответственными за своё направление деятельности. Так, одной из значимой работы с подростками по экологическому направлению являются учёбы актива. Их ценность в том, что, получив новые знания, умения и навыки, они смогут их не просто применить в своей первичной организации, но и рассказать о полученном материале по системе «подросток - подростку» в своих первичных организациях.

    Эффективное формирование у детей экологической культуры также возможно при  включении детей в деятельность летних экологических отрядов.  Экологические летние отряды - организация летнего отдыха детей, не занятых другими, педагогическими организованными мероприятиями. Отличительной особенностью данной формы работы с детьми выступает то, что это добровольная, малозатратная форма летнего отдыха, где все категории детей могут принимать участие, независимо от каких-либо субъективных причин.

   Одним из инструментов экологического воспитания является информационное обеспечение природоохранной деятельности посредством издания районной детской газеты «Здравствуй, школа!», странички «Свой голос» в районной газете «Тайдонские родники», буклетов и листовок, экологических щитов. В планах информационного обеспечения организована подача информации об экологической ситуации в районе и охране окружающей среды.

   Сегодня очень важно привлечь внимание каждого гражданина к экологическим проблемам. И тут особую роль играет широкое распространение информации и внедрение новых форм и методов экологического воспитания, которые должны способствовать формированию экологического мышления не только у детского населения, но и у взрослого.

   В результате организованной деятельности по экологическому воспитанию школьников района, активистов детской общественной организации «Парус Надежды» происходит формирование ценностного  отношения к природе, к окружающей среде, формирование  экологической  культуры, навыков безопасного поведения в природной среде; формируются   условия для развития опыта многомерного  взаимодействия обучающихся  общеобразовательных учреждений в процессах, направленных на сохранение окружающей среды.

   Деятельность юных экологов не раз отмечалась на областном уровне. В результате социально – значимой деятельности в рамках программы «Мой мир. Моя земля» детская общественная организация «Парус  Надежды» в 2011 году  стала победителем областного конкурса «Энергия жизни».         Положительный опыт работы и представленные методические рекомендации могут использоваться организаторами детского движения, заместителями директоров по воспитательной  работе и старшими вожатыми при организации воспитательной работы экологической направленности в образовательных учреждениях.

 

 

 

Категория: Мои статьи | Добавил: St_an2972 (16.09.2015)
Просмотров: 527 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
ПОИСК
НОВОСТИ
НАШИ ДРУЗЬЯ
  • УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ КРАПИВИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО ОКРУГА

  • ОБЛАСТНОЙ ЦЕНТР ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

  • ЦЕНТР ПОДДЕРЖКИ ОДАРЁННЫХ ДЕТЕЙ КУЗБАССА

  • КУЗБАССКИЙ РЕГИОНАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ И ПЕРЕПОДГОТОВКИ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ

  • ДЕПАРТАМЕНТ МОЛОДЁЖНОЙ ПОЛИТИКИ И СПОРТА КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

  • ДЕТСКИЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР"СИБИРСКАЯ СКАЗКА"

  • АССОЦИАЦИЯ ДЕТСКИХ ОБЩЕСТВЕННЫХ ДВИЖЕНИЙ КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

  • ОБЛАСТНОЙ ЦЕНТР ДЕТСКОГО И ЮНОШЕСКОГО ТУРИЗМА И ЭКСКУРСИЙ

  • ЮНЫЕ ДАРОВАНИЯ КУЗБАССА

  • “ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЦЕНТР ТЕХНИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА УЧАЩИХСЯ”

  • Copyright MyCorp © 2024
    Сделать бесплатный сайт с uCoz