Ерофеенко Ирина Сергеевна
«Воспитание гражданина? Воспитание гражданина…
Воспитание гражданина!» (методические рекомендации)
Одной из глобальных функций образования является экологическая функция. Экологическая функция задаёт новые ценностно-смысловые ориентиры всему воспитанию, развитию, образованию. Экологическое воспитание признаётся приоритетным в общей системе воспитания. Его цель определяется формированием личностных качеств учащихся.
Смысл экологического воспитания обучающегося заключается в осознании им взаимосвязи и взаимозависимости человека и природы, формировании готовности оказывать положительное влияние на изменения экологической обстановки в мире. Исследования педагогической практики доказывают, что даже хорошо поставленное обучение экологической грамотности недостаточно для подготовки к решению экологических проблем. Необходимо больше внимания уделять экологическому воспитанию, которое включает в себя такие понятия как мировоззрение, отношения, ценности и поведение.
Процесс экологического воспитания подростков характеризуется ещё и тем, что сотрудничество и сотворчество ученика и педагога, так и их партнёрство порождают совершенно новые отношения и ценности, ориентирующие воспитанника на формирование собственных мировоззренческих позиций относительно самого себя и окружающего мира. Всё это и определяет значимость экологического воспитания как направления в деятельности детской общественной организации. Решение экологических проблем, которые в настоящее время носят биосоциальный характер, должно стать делом каждого человека. Именно поэтому мы и обратились к резервам детской организации, как к эффективной форме социализации личности подростков.
Для подрастающего поколения участие в работе общественных объединений – это условие социализации в разных сферах жизнедеятельности, это способ научения жизни в социальном пространстве прав и обязанностей, возможность продемонстрировать свою уникальность, креативность. В организации экологического воспитания мы придерживаемся концептуальных основ экологического воспитания доктора педагогических наук Д.Л. Теплова (http://www.disserct.com).
По определению Д.Л. Теплова, доктора педагогических наук, экологическая воспитанность – это сложное социально-психологическое понятие, охватывающее процессы формирования и развития личности и определяющееся целью процесса экологического воспитания; интегральное качество личности, которое обеспечивается взаимосвязью элементов всех сфер её психики, складывающейся в процессе экологического воспитания.
Цель нашей системы экологического воспитания - формирование: потребности общения с природой и исследовательского интереса; чувственно-эмоциональной сферы личности подростков; осознания необходимости сохранения природы, своего и общественного здоровья; мотивов и установок деятельности, направленных на активизацию творческого отношения к изучению, охране природы и пропаганде экологических знаний.
Содержание системы выражается через определенные формы воспитательного процесса, которые обеспечивают последовательное включение детей в различные виды деятельности. Оно существенно оказывает влияние на подход к выбору методов и форм воспитания, от которых зависят: качество общения с природой, деятельностное отношение к охране окружающей среды, как и состояние межличностных взаимоотношений в коллективе. Основное требование к содержанию экологического воспитания заключается в комплексном подходе к раскрытию экологических проблем.
Взаимосвязь всех видов деятельности с содержанием в их комплексном использовании с учётом возрастных, индивидуальных и личностных особенностей учащихся в соответствии с целями экологического воспитания делает воспитательную деятельность целенаправленной, системной и управляемой, что и определяет её эффективность.
Для создания единого воспитательного пространства по экологическому просвещению и воспитанию основные формы организации экологического воспитания в условиях детской общественной организации отмечены в программе «Мой мир. Моя земля», для успешной реализации которой предлагается многообразие форм практической работы с детьми. Реализация программы проходит по трём модулям: обучающему, развивающему и практическому, которые выделены на основе уровня усвоения экологических знаний, умений и навыков. Каждому уровню всех модулей соответствуют свои виды деятельности в экологическом направлении. Все формы работы, рассматриваемые в рамках программы можно представить в виде модулей,
МОДУЛИ
|
1 уровень
|
2 уровень
|
3 уровень
|
4 уровень
|
Обучающий
|
Экологические викторины, конкурсы ЭКО-кроссвордов, ребусов, загадок, занимательные вопросы, экологические игры «Самый умный по экологии», «Экологический брейн – ринг»
|
Тематические беседы, встречи со специалистами, лекции, работа с энциклопедиями.
|
Составление ЭКО-конкурсов для малышей, проведение для них ЭКО-игр, ЭКО-спектаклей, проведение ЭКО-семинаров.
|
Исследова-ние какого-либо экологичес-кого объекта (река, поляна, лес), составление карт, работа в ЭКО-клубах.
|
Развивающий
|
Фестивали творчества «Планета - земля людей», конкурсы рисунков. коллажей, ЭКО-КВН
|
Беседа «Экологический суд», «Местные легенды и сказания», экскурсии, походы «Азбука матушки природы» Деловая игра «Экологическая биржа»
|
Трудовой десант «Чистота спасёт мир», «В солнечный день трудовой десант», организация деятельности экопочты.
|
Акция «Красная книга», «Зелёная аптека», «Лесные травы»
|
Практический
|
Изготовление кормушек, поделок из природного материала, создание экологических щитов, эскизов.
|
Изготовление урн, корзин, работа экологических постов, выпуск листовок-обращений.
|
Высадка саженцев, акция «Добрые дела родному посёлку», трудовые операции «Чистота посёлка – руками детей»
|
Составле-ние ЭКО-проектов, ролевая игра «Город будущего,
акции «Человек, оглянись вокруг!», «Дни защиты от экологичес-кой опасности», «Скажи пластику: нет!»
|
В рамках программы районной детской организации «Парус Надежды» проводятся ежегодные учёбы по программам деятельности с членами первичных школьных детских организаций, ответственными за своё направление деятельности. Так, одной из значимой работы с подростками по экологическому направлению являются учёбы актива. Их ценность в том, что, получив новые знания, умения и навыки, они смогут их не просто применить в своей первичной организации, но и рассказать о полученном материале по системе «подросток - подростку» в своих первичных организациях.
Эффективное формирование у детей экологической культуры также возможно при включении детей в деятельность летних экологических отрядов. Экологические летние отряды - организация летнего отдыха детей, не занятых другими, педагогическими организованными мероприятиями. Отличительной особенностью данной формы работы с детьми выступает то, что это добровольная, малозатратная форма летнего отдыха, где все категории детей могут принимать участие, независимо от каких-либо субъективных причин.
Одним из инструментов экологического воспитания является информационное обеспечение природоохранной деятельности посредством издания районной детской газеты «Здравствуй, школа!», странички «Свой голос» в районной газете «Тайдонские родники», буклетов и листовок, экологических щитов. В планах информационного обеспечения организована подача информации об экологической ситуации в районе и охране окружающей среды.
Сегодня очень важно привлечь внимание каждого гражданина к экологическим проблемам. И тут особую роль играет широкое распространение информации и внедрение новых форм и методов экологического воспитания, которые должны способствовать формированию экологического мышления не только у детского населения, но и у взрослого.
В результате организованной деятельности по экологическому воспитанию школьников района, активистов детской общественной организации «Парус Надежды» происходит формирование ценностного отношения к природе, к окружающей среде, формирование экологической культуры, навыков безопасного поведения в природной среде; формируются условия для развития опыта многомерного взаимодействия обучающихся общеобразовательных учреждений в процессах, направленных на сохранение окружающей среды.
Деятельность юных экологов не раз отмечалась на областном уровне. В результате социально – значимой деятельности в рамках программы «Мой мир. Моя земля» детская общественная организация «Парус Надежды» в 2011 году стала победителем областного конкурса «Энергия жизни». Положительный опыт работы и представленные методические рекомендации могут использоваться организаторами детского движения, заместителями директоров по воспитательной работе и старшими вожатыми при организации воспитательной работы экологической направленности в образовательных учреждениях.
|