«Будущее в наших руках».
Современный взгляд на профессиональную успешность заключается в том, что она формируется в трудовой деятельности, а не дана человеку от рождения. Для овладения профессиональным мастерством необходимы соответствующие способности, на основе которых формируются навыки, а также положительная профессиональная мотивация, то есть интерес к работе.
К сожалению, многие выпускники вступают в жизнь, не имея достаточного представления о профессиях, затрудняясь мотивировать свой выбор, и не располагают возможностью прогноза соответствия собственных индивидуальных особенностей требованиям выбранной профессиональной деятельности. Этот выбор в подростковом возрасте может быть осуществлен под влиянием родителей, под действием случайно возникшего интереса или внешних обстоятельств.
К основным мотивам выбора профессии относятся:
Внутренние индивидуально значимые мотивы - профессию выбирают, исходя из своих способностей, склонностей, возможностей, что предполагает определенный уровень развития самопознания: профессия дает возможности для внутреннего раскрытия личности.
Внутренние социально значимые мотивы - профессия выбирается по степени значимости для общества, ее полезности для человечества; профессия дает возможности для реализации определенных навыков успешного взаимодействия в социуме.
Внешние положительные мотивы - большую роль при выборе профессии играют такие факторы, как заработная плата, удаленность от места проживания, соответствие любимому предмету в школе.
Внешние отрицательные мотивы - профессиональный выбор в этом случае несамостоятельный, зависящий от окружающих, профессия выбирается только потому, что является престижной.
Данные компоненты профессионального самоопределения непосредственно взаимосвязаны: от сформированной у старшеклассника системы ценностей напрямую будут зависеть его мотивы при выборе профессии, а в дальнейшем и готовность совершить профессиональный выбор.
Сложным и ответственным делом является организация профориентационной работы в образовательной организации, в процессе которой учащиеся получают возможность в полной мере самостоятельно, творчески применять свои знания и умения на практике, проверять свою готовность к выбору профессии. Наиболее актуальна эта проблема для учащихся 8-10 классов. Взросление человека неизбежно сопровождается решением вопроса о выборе профессии.
Проблема профессиональной ориентации обучающихся в Крапивинском округе является очень актуальной. Несколько лет подряд педагоги Крапивинского дома детского творчества проводят мониторинг готовности старшеклассников к выбору профессии. Результаты мониторинга говорят о том, что очень низкий процент учащихся (10 %) имеют представление о том, какую профессию они будут выбирать, и не имеют достаточной информации об образовательных учреждениях, где эту профессию можно получить.
Несмотря на определенные усилия общеобразовательных учреждений особенно в течение учебного года по организации профориентационных мероприятий, этого по-прежнему недостаточно. Результаты готовности учащихся к выбору профессии кардинально не меняются. Необходимы дополнительные усилия в этом плане. Углубленная работа в каникулярное время, системная работа в этом направлении учреждений дополнительного образования и активного участия в этом процессе родителей.
Тузовская И.И., методист МБУДО Крапивинский ДДТ |